знаки могущества

Автор: · Дата: 7 июня 2022 · Пока нет комментариев

Одно порождает другое… Глубоко. Но так выходит: от темы дерьма на траве к теме о чести и достоинстве.
И, буквально, в один шаг.

Сегодня, гуляя с собакой (я часто с ним гуляю) встретил человека, как бы из времён моего отрочества.
Это был мужчина с загорелым лицом, в костюме от неизвестного кутерье и, по-летнему, в шляпе «в дырочку», слегка сдвинутой на затылок. Совсем слегка. В рамках.
В руке у него был сто лет не встречавшийся мне мягкий портфель и, и это самое главное (!), на лацкане его серого пиджака был прикручен «поплавок».
Дети спросят:
— А, что это?!
— А это, дети, такой знак, Insignia, как сказали бы древние, знак могущества… В нашем случае, знак об окончании техникума. Такие совки и ватники, как я, прекрасно знают разницу между подобными знаками высших и средних специальных заведений. В среде, где я вырос (кроме военных) носить такие знаки было не очень принято. Наверное, его наличие подразумевалось. Не знаю. Но люди, совершившие «путь наверх» с помощью учёбы носили эти знаки гордо и я понимаю их.

Более того, как «испорченный» художник (теперь это называется «дизайнер», а во времена, когда было профессией, называлось «художник-конструктор», или, в некоторых случаях, «художник промышленной графики»), считаю, что у вещи (объекта) должна быть функция, или она (он) не нужна.
У знаков могущества функция есть. И не одна. Благодаря им существует и даже кормит свои семьи армия антикваров-фалеристов, мы можем пробираться сквозь историю и, наконец, мы можем узнать, кто перед нами.

В данном случае, передо мной был симпатичный, утомлённый московской жарой провинциальный (шляпа!) человек со средним специальным образованием. Специалист.
И это хорошо.
Среди инсигний есть такой подвид, как наградные знаки, а то и орденские.
Вот «Им посвящаем мы песню свою…» (с).
Поскольку пафос данной публикации не носит академической направленности и сама публикация обязана своим появлением лишь встрече со слегка старомодным (в самом хорошем смысле термина) русским человеком и носителем инсигнии, то мы оставим в стороне исторические экскурсы и целые пласты (например, наградное оружие) и вернёмся в современную Россию, где существует орденская система а, следовательно, есть орденоносцы.
Вот сюда и вернёмся.
В титрах довоенных советских фильмов так и писалось: «в роли Макара — орденоносец Имярек…»
Т.е., имярек гордился орденом и киностудия гордилась, что к работе удалось привлечь орденоносца.
После войны орденоносцев, по понятным причинам, стало заметно больше, но это не означало девальвации инсигний. Орден полученный на поле боя с танком противника оставался предметом законной гордости нормального мужчины. Это понимали и дамы, и дети.
Директор школы, в которой учился автор, например, носил на своих безупречных костюмах знак Ордена Красной звезды — красивую серебряную, в полупрозрачной кроваво-красной эмали с тонко проработанным медальоном в центре звезду.
Это было и скромно, и достойно. Вызывало почтения даже у автора, в те годы менее всего склонного к таким чувствам.
У автора сегодня хранятся некоторые из наград предков и сегодня автор преисполнен почтения к ним. Сегодня.
Несколько примеров иного рода.
Такое впечатление, что больше всего государственных наград у артистов. Конечно, это впечатление создаётся по нескольким причинам: нам не показывают людей, на которых стоит наша страна и, напротив, перекармливают нас лицедеями. Это одно.
Другое, что, скорее всего, лицедеям. всё-таки, и перепадает от чиновникам чаще: ездить по стране, искать героев не надо, все кандидаты в орденоносцы в одном телевизоре, все медийны до … (честное слово, определения степени медийности не нашлось).
Поговаривают и пописывают, что имеются прожекты с дополнением собственно вручения знака Ордена, некими выплатами по подобию царских выплат из касс Капитулов Орденов. Может, уже и выплачивают. А, может, и нет. Нам не известно.
Нам не совсем понятно, зачем вручают сами знаки.
Во-первых, в отсутствии вражеских танков и действительных знаковых достижений в области, по крайней мере, того, что теперь называют культурой, девальвация неизбежно наступает, размывая смыслы.
Во-вторых, принцип подбора персоналий, упомянутый выше, превращает действо в посиделки в Екатерининском зале московского Кремля.
Автор понимает, что секретных физиков нам не показывают, но показывают всё остальное. Из года в год.
Автор с глубочайшим уважение относится, например, к легендам русских сцены и экранов, каковой является, скажем, бесподобная Вера Кузьминична Васильева, звезда (без смешков) московского Театра сатиры, но несколько лет тому, получив в этом зале очередную степень чего-то жутко пафосного, на выходе она очаровательно поделилась впечатлениями с телевизионщиками:

«Всё было чудесно. Сюда так приятно приходить: кругом родные лица, можно пообщаться» (если это не полностью точная цитата, то она очень близко к тексту оригинала и никак не искажает сказанного)…

лишнее подтверждение тому, что «узок их круг» и встречи их в Екатерининском зале регулярны. ИХ встречи.

Ещё более печальный пример явил, также уважаемый мной мастер, давно покинувший нас Георгий Степанович Жжёнов. Получив на свой последний земной юбилей что-то для шейного ношения, артист нацепил эту инсигнию, вытаращив глаза, и, высунув язык, стал часто дышать.

— «Ни правда ли я похож на собаку?» — поинтересовался мэтр у народа-зрителя.

Это было печально и совсем не komilfo:(
И, наконец, награды, в отличии от директора моей школы, никто не носит.
Посмотрите хронику приёмов в Кремле. Никто. Даже там и даже военные ограничиваются повседневными «планками».
Всё это делает сложившуюся практику, как минимум, странной, как максимум, порочной и требующей разрешения: либо мы отменяем институт государственных наград, либо мы возвращаем наградам смысл и отношение к ним и их обладателям.
Нам заметно снижение качества разработки и изготовления современных орденских знаков (может быть возобновить их посмертный возврат в ГоХран? М.б., тогда можно будет вернуть знаком качество практически ювелирного изделия);
Может быть, привлечь настоящих художников для разработки новых и актуализации старых знаков в традиции русской эстетической логики?;
Нам совершенно непонятна пассивность ювелирных домов в деле разработки, согласования, утверждения и производства т.н. «фрачников» — миниатюрных копий наградных знаков однозначно ювелирного качества для размещения при любом, самом «цивильном» луке.
И самое главное. Может быть, немного скорректировать подбор представляемых к… ?
Расширить круг поиска, особенно среди людей, которым это важно, как человеку, натолкнувшему автора на эту тему, важно и дорого его образование? Кстати, дядька оказался трогательно вежливым, почти музейно.
Актуализация (от 6.07. 2022)
не могу не добавить немного «злобы дня»: может быть, не награждать потенциально «пугливых патриотов»?
Их несложно вычленить, особенно сейчаc.

Рубрика: vox populi, искусство. статьи, критика ·  



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Яндекс.Метрика