иксанов. упадёт?

Автор: · Дата: 9 июля 2013 · Пока нет комментариев

iksanov

ОЛЬГА КУЗЬМИНА

И если эпоха великого И завершается, есть смысл вспомнить, кем же, собственно, был и является этот человек, какой путь прошел и почему с его именем в последнее время связано так много скандалов.

Или — не с его именем, но вокруг него. Что, в принципе, равнозначно….Николай Цискаридзе после ухода из Большого направо и налево признается, что почти счастлив.

История с его увольнением не так проста, не зря же недавно, комментируя ситуацию в Большом, заместитель главного редактора журнала «Балет» прокомментировал «Вечерней Москве» ситуацию довольно резко высказался в таком смысле, что пора, мол, Николаю уже и на отдых — как ни горько, но жизнь на сцене для артистов балета заканчивается очень быстро.

Уход Иксанова — из другой оперы «балет». И скорее всего, подобное решение — несколько запоздалая реакция на ту ненормальную ситуацию, что сложилась в главном театре страны в последние годы.

Конечно, может в Большом всегда было непросто, все мы знаем, что, в сожалению, в кулуарах практически любого творческого объединения блуждают не только Музы, но и Интриги и Сплетни, Коварство и Зависть, иногда — беременная Ненавистью. Однако легкие дрязги — что? Пыль! Но когда туман и зловоние начинает выползать из избы вместе с кучами выносимого оттуда мусора, это уже и вовсе не бон тон. А с Большим случилось именно это. И позолота нового ремонта не смогла застить глаза: храм содрогнулся, а святое отношение к нему — пошатнулось.

Дыма без огня не бывает. Бывает без огня — пар. Но и разница между ними принципиальна: пар улетучивается бесследно. Дым оставляет запах горечи.

В Большом сейчас пахнет плохо. Очевидно, запах усилился настолько, что пришло время открывать окна и устраивать в помещении сквозняк. Время пришло.

До недавнего времени одной из самых реальных кандидатур на пост директора Большого театра считался — так, по крайней мере, говорили люди, близкие к «высокой» культуре, Михаил Швыдкой — экс-министр культуры, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.

За последние годы — опять-таки по рассказам близких к балетному миру людей — Анатолий Иксанов не посетил ни одной постановки своего театра.

Согласитесь, странный пассаж.

Возможно, кандидатура Швыдкого была отвергнута поэтому же: неплохой руководитель с имиджем своего парня в тусовке, Михаил Ефимович все же страшно далек и от оперы, и от балета. (К слову сказать, Швыдкой и Иксанов — уверяют многие — в прекрасных отношениях, и знакомы давно — о чем скажу чуть ниже.) В этом смысле активно обсуждаемая сейчас кандидатура Владимира Урина — явно много «ближе к правде».

Он профессионал, причем профи высшей пробы. А это — дает надежду. На что? Да что в Большой театр можно будет заходить без мыслей о том, что творится за его кулисами. Но с мыслями о том, что лучше нашего балета в мире — нет, не было и не будет.

Справедливости ради заметим, что не очень отчетливо, но всплывала все же еще и третья кандидатура на пост директора ГАБТ: им якобы может быть назначен и исполнительный директор попечительского совета Большого Александр Будберг. Александр Петрович — изначально журналист, с конца 90-х годов прошлого века входивший в так называемый кремлевский пул журналистов. Однако если совсем честно, всерьез эту кандидатуру именно на этот пост никто из критиков и «приближенных к искусству» не рассматривал, хотя — опять-таки по слухам — в Минкульт Будберг в последнее время заглядывал.

Так откуда же «есть пошел» человек, в течение 13 лет руководивший главным храмом искусств в огромной стране?

До Большого театра Анатолий Иксанов был заместителем генерального директора телеканала «Культура» (1998-2000), а до этого два года — генеральным директором Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) родился в феврале 1952 года в Ленинграде, а в 1977 году окончил отделение экономики и организации театрального дела театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

К слову сказать, в театральный институт он попал после того, как его «переманили туда из Военмеха» (Ленинградского Механического института). Мастер спорта по фехтованию быстро двинулся по карьерной лестнице: работал администратором в питерском Малом драматическом театре, потом главным администратором в БДТ имени Горького, который чуть позже переименовали в «Товстоноговку». Позвал его на работу, кстати, лично Георгий Товстоногов. В качестве замдиректора театра Анатолий Геннадьевич протрудился в БДТ те же самые 13 лет — с 1983 по 1996 годы. Создал благотворительный фонд для «поддержки деятельности БДТ и соцзащиты его работников». Ездил за границу, набирался опыта в области театрального менеджмента. А потом оказался в кресле заместителя гендиректора телеканала «Культура». Одним из основателем которого был как раз Михаил Швыдкой. Вскоре он, правда, стал председателем Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). И в прессе утвердилось устойчивое мнение, что Иксанов — это кровью и плотью «человек Швыдкого».

В миллениум Михаил Швыдкой стал министром культуры, а Анатолий Геннадьевич — гендиректором Большого театра. Официально он был назначен на этот пост распоряжением Михаила Касьянова, в ту пору — главы правительства РФ. Его назначали на этот пост не за представительную внешность и умение говорить «на камеру», а как «грамотного специалиста, который возьмет на себя нетворческие вопросы».

Нужда в таком специалисте была велика: в Правительстве вызрело решение заняться реконструкцией Большого театра, а средства на это планировалось выделить не просто большие, а — колоссальные. За которыми — глаз да глаз… Года не прошло, как Иксанова столица приняла: в прессе писали, что в скором времени менеджмент станет в ГАБТе самой сильной стороной.

Первыми шагами Анатолия Геннадьевича в ГАБТе стали «разборки» со спекулянтами: с помощью консалтинговой компании McKinsey он принципиально изменил схему продажи билетов. А вскоре заговорил о том, что ему со товарищи удалось «вернуть Большой театр на международную арену. Бюджет вырос в разы, в связи с чем «выросли и заработная плата, и гонорары», чему, по его словам, способствовали президентские гранты. Был создан и Попечительский совет Большого театра — что гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед.

Если бы у совета можно было определить класс, он однозначно попал бы в категорию VIP: он полностью состоял из крупных чиновников и бизнесменов, а также маститых представителей Лукойла, Внешэкономбанка, Транснефти. Под сводами Большого впервые прозвучало и слово «фандрейзинг» — этот термин, введенный Иксановым в «обиход», обозначал сбор спонсорских средств. Безусловно, идущих на осуществление значимых проектов.

Следующим шагом на пути больших свершений стало открытие Новой сцены. С ее открытием стало возможным закрытие сцены основной: ремонт предстоял капитальный, при том, что официально объявлялось, что здание Большого театра будет как памятник архитектуры сохранено.

Примерно в это время по столице пополз тихий шепоток: уж что-то больно велика сумма сметы… Проект реконструкции с первых дней своей жизни был овеян скандалами. Говорилось даже, что бывший мэр столицы Юрий Лужков покинул Попечительский совет ГАБТа, будучи несогласным с явно — на его взгляд — завышенной сметой. По плану реконструкцию должны были завершить в 2008 году, но потом театральный долгострой пошел на рекорд — было объявлено, что все завершится в конце 2010 — начале 2011 года. А когда реконструкция здания перешла под контроль к прежним столичным властям, что было расценено как маленькая победа обиженного прежде Лужкова.

Позолота потихоньку ложилась на реставрируемые поверхности; а вот сам театр — как мощная творческая единица — заметно серел. Удивительно, но при таком количестве звезд, причем звезд настоящих, новые премьеры реконструируемого Большого уже не вызывали оваций. Да, премьеры, как говорится, шли косяком, но они не становились потрясением — по крайней мере для знатоков. И больший интерес вызывали уже не сами постановки, а скандалы и скандальчики, с ними связанные.

Стоит вспомнить хотя бы «Детей Розенталя» — хулиганской оперы, автором либретто к которой был эпатирующий всех и вся постмодернист Владимир Сорокин. А в 2004-2005 году возник «кадровый скандал»: сначала вокруг «истории с Волочковой», затем — относительно выступления Анатолия Геннадьевича о плановых сокращениях штата Большого, связанном с нужной сэкономить средства на реставрацию. Соавтор книги «Как просить деньги на культуру», Иксанов вошел в историю как идейный руководитель беспрецедентно долгого и безмерно дорого ремонта Большого театра. И если честно, внутренний голос подсказывает, что в истории с этой реконструкцией еще не поставлена точка.

Лауреат бесчисленного количества различных премий, включая Национальную премию общественного признания «Россиянин года», учрежденную Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006), в последние годы Анатолий Иксанов чаще «засвечивался» на публике исключительно в связи с неоднозначными и — простите! — нечистоплотными ситуациями, разворачивающимися под сводами вверенного ему театра. Одного только шумного Цискаридзе было бы достаточно. А история с Филиным — так просто кислотный отврат…

И вот, очевидно, нарыв вызрел. И, возможно, прорвался.

Так что 13 — для Анатолия Геннадьевича, возможно, и правда роковое число. А вот не станет ли оно счастливым — в таком контексте — для труппы прославленного в веках театра — покажет время.

 

Перепечатка материала из «Вечерней Москвы». оригинал тут: 
http://vmdaily.ru/news/2013/07/09/neschastlivoe-chislo-anatoliya-iksanova-204157.html?print=true&isajax=true



© 2013 OAO Редакция газеты «Вечерняя Москва»www.vmdaily.ru

Рубрика: posiitiv, vox populi ·  



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Яндекс.Метрика