персона. нечетнокрылый ангел. павел челишев

Автор: · Дата: 18 мая 2010

другие материалы раздела experiences:
система образности актуального искусства. как работает. чем грозит
к вопросу о происхождении сегодняшней живописи
кинозал. сталин и третий рим
Steve vs Bill. Who есть ху


 

Родился в с.Дубровка (ныне д.Дубровка Думиничского района Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка. Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже становится известным театральным художником труппы Дягилева. Знакомится с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрирует в США, где достигает мировой славы как живописец. В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати.

Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой) в 1947 (письма переданы в РГАЛИ Ф.3132 внучатым племянником Константином Кедровым). Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи. Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев. Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и поэтесса Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над». Художник узнает здесь свою мистическую перспективу. Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки),завершеной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942-ой г.Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей.Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной,преподававшей литературу дочери Сталина Сетлане Алилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко.Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела Герника Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала Гернику по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров.Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». «Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей. Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий,внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу «Орфей». Стравинский напишет свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную на русском языке ещё в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу. «Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве.В галерее «Наши художники» на Рублевке ряд картин из наследства Константина Кедрова,полученного в начале 70-х.Среди них знаменитый автопортрет маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты сестер Софи и Марии,выполненные юным челищевым в 1914 г в Дубровке.Другие пастели переданы К.Кедровым в Русский Музей в 1986 г. В Нью Йорке работы Челищева есть в частных коллекциях Розенфельда,Майкла Кроуэла и Лукаса.
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.

30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К.Кедров. С помощью труппы «Кремлевский балет» воссоздана версия балета с оформлением Челищева «Ода», поставленного в 1929 году труппой Дягилева в Париже с участием Мясина и Лифаря.

Комментарии

  1. kisa:

    Вот все прекрасно: и хозяину блога респект за демонстрацию этого фильма здесь, и авторам фильма… Но, вот к авторам и вопрос. Зачем такую частную историю окрашивать в политические тона.
    Зачем говорить, что «они уехали оттуда, где было невозможно жить» (что очевидный бред, ибо весь русский народ жил,именно там). Подобные пассажи задевают оставшийся «там» народ (весь народ идиоты?), отвлекает внимание от главного — от темы фильма, а тема гораздо более заслуживает внимания,чем это усталое и всем надоевшее бодание с прошлым.
    Не ради сведения счетов с прошлым же говорим мы о талантливых людях России.
    Ради этого не стоит.
    Цели должны быть впереди.



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Яндекс.Метрика