1812. параллели памяти

Автор: · Дата: 24 июня 2012

Франц Крюгер. Конный портрет Александра I.1837.

Вечером 11 (23) июня 1812 года разъезд лейб-гвардии Казачьего полка заметил подозрительное движение на Немане. Это произошло в трёх верстах вверх по реке от Ковно, в Литве.

После полуночи 24 июня 1812 года по четырём наведённым выше Ковно мостам началась переправа французских войск через пограничный Неман.

В 6 часов утра 12 (24) июня 1812 года авангард французских войск вошёл в российский город Ковно. Переправа 220 тысяч солдат Великой армии под Ковно заняла 4 дня. Реку форсировали 1-й, 2-й, 3-й пехотные корпуса, гвардия и кавалерия.

Вечером 24 июня император Александр I находился на балу у Беннигсена в Вильно, где ему доложили о вторжении Наполеона… Ну, это знают почти все. Хуже обстоит дело со знанием некоторых предшествующих событий, во многом, сделавшими возможным эту переправу 24 июня 1812 года.

17 декабря 1811 года в Париже между Наполеоном и Австрийской империей были достигнуты договоренности и заключен франко-австрийский военный союз. Австрия обязывалась выставить против России под командование Наполеона 30-тысячный корпус, а Наполеон соглашался вернуть Австрии Иллирийские провинции ( как схоже поступают все действительные завоеватели: Иллирийские провинции он отнял у Австрии по Шёнбруннскому миру 1809 года). Впрочем, получить эти провинции Австрия могла лишь после окончания войны Наполеона с Россией. По тому же договору, Австрия уступала Галицию Польше. Комбинация не хуже комбинаций 1938 года. И опять «умиротворители» и «соучастники» (поляки), которым предопределена роль жертв.
24 февраля 1812 года Наполеон также заключил союзный договор с Пруссией. Пруссаки согласились предоставить 20 тысяч солдат и обеспечивать французскую армию необходимым снабжением, в обмен за это прусский король потребовал что-нибудь из отвоеванных русских земель (конкретнее: Курляндия, Лифляндия, Эстляндия, очень независимые, испокон веков, территории, легко, и с чувством, ложащиеся под кого угодно, и ненавидящие только одного, самого щедрого и незлобливого клиента. Ничего нового в мире парадоксов).
Ну, и, наконец, 14 марта того же, 1812 — Французская империя и Австрийская империя заключили соглашение о совместных военных действиях против России.                                                                                                                                                                                                          Направление очередного покорения пространств было юридически оформлено.

К вопросу «внезапности» и «ожидаемости» (а, также криков: «Как он мог!!!», «Бездарно просрали!», «Неучи!» и подобных…) Например, командованию русской армии было детально известно состояние Великой армии: каждое 1-е и 15-е числа месяца французский военный министр представлял императору Напрлеону, так называемый, «Отчет о состоянии» всей французской армии со всеми изменениями в численности её отдельных частей, со всеми переменами в её расквартировании, с учетом новых назначений на командные посты и т. д. Через русского агента во французском главном штабе этот отчет немедленно попадал к полковнику А. И. Чернышеву, прикомандированному к русскому посольству в Париже. Граф Чернышев передавал данные в Петербург… Это Вам не сообщения агента «рамзай» (Richard Sorge).

Что делали в России, четко представляя себе картину европейской политики и обладая точными данными? Спали? Не спали. Думали. Начали готовиться к войне: формировали новые полки, определяли в службу офицеров из отставных. Увеличивали производство вооружений. Любой Резун, «с легкостью необычайной», мог бы строчить том за томом о подготовке Российской империей Европейской войны: вот заводы, вот новые полки, вот призыв из запаса… А вот и, как положено, Русско-шведская война (1808—1809), она же, Финская война (фин. Suomen sota, швед. Finska kriget) — последняя русско-шведская война, по итогам которой Финляндия перешла от Швеции к России, войдя в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское. Классика. Обеспечение флангов.

Кстати были и движения военной мыcли, очень подходящие Резуну. В частности, командующий 2-й Западной армией Князь П.И.Багратион (1765-1812), от имени Совета 2-й Западной армии предлагал наступательный план против Наполеона, который предусматривал выдвижение весной 1812 года русских войск на линию Вислы с захватом Варшавы. Для «принятия неизбежности войны в наивыгодном для нас расположении». Мнение донесенное царю одним генералом, заслуженным и беспорочным воином, но донесенное не от своего только имени. Интересно, что план имел большой смысл (Багратион, и не только он, знали толк в войне), но, скорее всего, запоздал. Зимой 1812 года, в этом районе уже было сосредоточенно более двухсот тысяч французских войск. «Прогулки» не получилось бы. И тем не менее:

1. Никто не осмелился изложить, на основании этого документа, с подписями и датами, отраженном в мемуарах участников (т.е. настоящего документа, а не машинописных листков без подписей и печатей, документа не принадлежащего к области ежедневных, рутинных служебных обязаностей операторов ГШ), объявить Россию в агрессивной политике. Хотя, фантазировать много не нужно: вот бумага самого Багратиона. Это не Василевский, образца 1940 года)))
2. Как и много позже, войска встретили 24 июня 1812 года в невыгодной конфигурации.
План на войну, которая была ожидаема всеми, но пришла неожиданно (сам Император был на балу поблизости от ТВД!), были приняты самые оборонительные (в общем: «на своей земле, большой кровью«. Не этот ли опыт послужил базой других лозунгов много позже и, так же, невыполненных, как и планы 1812 года?

Несмотря на достоверную информацию, замыслы «наглой военщины» (Багратион), принятие четких планов ведения войны (о них ниже),  войну «проспали» и вступили в нее разделенными на три части оборонительным планом генерала Пфуля (планировалось, что французы поведут наступление против 1-й армии, она должна отойти и обороняться из Дрисского укреплённого лагеря, а в это время, 2-я армия нанесет удары по флангу и тылу наступающих французов. Активные оборонительные действия обеих армий на линиях коммуникаций французов должны были принудить противника к отступлению, поскольку, по мнению автора плана, он не мог долгое время оставаться на опустошенной территории. 3-я армия, по этому плану, прикрывала фланги 2-й армии и  направление на Киев).
Хороший план, за исключением того, что… Да, за многими исключениями. 1-я Армия была слаба отсутствием частей 2-й Армии и покатилась быстрее рассчетов Пфуля, 2-я Армия была, просто, слаба и оказать серьезного воздействия на противника, без риска быть разгромленной не могла. 3-я Армия была оставлена «вне игры».
Вот и весь план, немного позже, отвергнутый, как «невозможный в условиях современной маневренной войны.»
Войско было, и войско прекрасное, пусть и в недостаточном, для войны с Наполеоном, количестве (и снова — не успели. Нам бы — год, два!). Наиболее близкие, по времени, оценки принадлежат Клаузевицу (1815) и дают следующие цифры:
Вся Русская Армия:
В первой линии — 180 000 человек;
Во второй линии — 220 000 человек, что, в сумме дает нам порядка 400 000 человек, разделенных на много частей 1-я, 2-я Западные Армии, 3-я Армия, Отдедьный корпус графа Витгенштейна… (а были еще Дунайская Армия, войка в Финляндии и на Кавказе).
О Великой Армии (это название войск вторжения, без учета войск в самой Франции и Испании) Клаузевиц был следующегего мнения:
В первой линии — 440 000 человек;
Во второй линии — 170 000 человек, что, в сумме дает порядка 610 000 человек (ни на что не поделенных!).
Вплоть до сегодняшнего дня, цифры эти, многократно пересчитанные, не отличаются радикально от цифр Клаузевица. Например, английский исследователь Наполеона Dominic Lieven, отводит войскам 1-ой русской линии 200 000 и столько же — второй. На общее число это не влияет. Первая линия французов получает в его рассчетах более чем 450 000 (Lieven (Ebook edition), 2009, p. 2459,2553,2642)). Считается, что Неман перешли 608 000 человек .

Все это показывает, что Наполеон ожидал и рассчитывал на блитцкриг (с таким превосходством в войсках первой линии, компактностью вводимого кулака и относительно немногочисленной второй линией). Игра с «четырьмя нападающими». Конечно, его сильно подвело запоздалое изобретение авиации, но тут уж, ничего не поделаешь. Ждать он не мог.

На что рассчитывала Россия, глядя на расположение русских войск, сказать трудно. Видимо, на что-то хорошее.

И оно пришло. Наши славные предки, среди которых (горжусь) были и мои родственники, уничтожили Великую армию, чтобы ни писали резуны. Они Выиграли войну, ибо война, это не только неожиданная и удачная переправа на рассвете 24 июня. Не только 600 000 тысяч собранных в одном месте. «Война это… Война!»© Но сколь параллелей!
Слава Героям русской истории! Боже, царя храни…

Комментарии



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Яндекс.Метрика