Вот, опять, удивление… И, снова, приятное.
Министр обороны упомянул в своём интервью ВГТРК о рассмотрении возможности рекоконструкции крейсера «АВРОРА».
Я очень ждал этог решения и очень хочу верить, что оно будет принято и воплощено.
Жизнь, штука недлинная, тем ценее свидетельства истории, которые мы можем увидеть. Это формирует нас, даёт нам ощущение, что родились мы не в чистом поле и являемся продолжателями и участниками длинной, сложной и, как мне думается, достойной истории России.
Одним из эпизодов этой истории было создание современного броненосного флота, предпринятое в рамках двадцатилетней программы императора Александра III, 1881 года. Корабли, построенные в рамках этой программы, послужили России и исчезли. Все. Кроме крейсера «АВРОРА».
Важнейшая для России задача, сохранить это памятник русской инженерной мысли и русского боевого духа, именующийся сегодня «Объект культурного наследия РФ № 7810388000» и, непонятно кому подведомственный.
А 25 октября 1917 года… Во-первых, это, тоже, история России, во-вторых люди, проектировавшие и строившие «АВРОРУ», люди водившие её через океаны и бои с японцами и немцами, не виноваты, что 25 октября в Питере чинилась «АВРОРА», а не буксир №73, с баковым орудием (по военному времени), пусть, и меньшей мощи (тем более, что по Зимнему она, в любом случае, не стреляла. Так, «давала звук»).
У нас больше нет такого корабля и, в этом смысле, он, не менее уникален, чем знаменитый шведский «Густав Ваза», славный этой, своей уникальностью, и тем, что 300 лет мешал судоходству, лёжа на дне одной из гаваней Стокгольма.
«АВРОРА» служила России, как минимум три войны, две из которых оказались Мировыми. Нельзя не сказать хоть нескольких слов о жизни крейсера, вошедшего, 6 июня 1903 года, в состав Российского императорского флота.
На тот момент, «АВРОРА» была оснащена современнейшими, по тому времени, аппаратами связи «Телефункен», первыми в российском императорском флоте якорями системы Холла (на фото. Крейсер утратит эту деталь в ходе послецусимского ремонта). Аврора, как и однотипные крейсера, не была кораблём выдающихся боевых достоинств, но полностью соответствовала предполагавшимся задачам.
В Цусимском сражении «АВРОРА» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. В течение боя на «АВРОРЕ» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место. К вечеру он был в клочьях, но продолжал развеваться над крейсером. Командир, капитан первого ранга Егорьев был убит…
Тут надо понимать, что «АВРОРА» и многие другие крейсера отряда крейсеров, были не броненосными, а бронепалубными крейсерами и для боя с броненосцами не предназначались. Однако, вели, именно, такой бой.
В ночь после сражения, на «АВРОРЕ», впервые в мире, в море, для обследования раненых был применен рентгеновский аппарат.
Боевой поход в составе Второй Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского длился 458 дней. 19 февраля 1906 года «АВРОРА» встала на якоря в Либаве (Лиепая).
Следующие годы крейсер чинился и ходил по Балтике в учебные походы с гардемаринами. После ремонта, артиллерийское вооружение крейсера состояло из десяти 152-миллиметровых и двадцати 75-миллиметровых орудий (добавили два шестидюймовых орудия).
Переодически, в очередь с другими кораблями, он состоял в действующем флоте и в 1-ом резерве.
16 июля 1914 года крейсер вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского моря («Россия» (флагманский), «Богатырь» и «Олег»). В последние дни 1914 года «АВРОРА», совместно с «Дианой», провела недельное крейсерство в Ботническом заливе.
В начаде навигации 1915 года, навигации «АВРОРА» перешла в Кронштадт, где на неё установили четыре 152-миллиметровых орудия, снятых с «Дианы», демонтировав шестнадцать 75-миллиметровых пушек.
Теперь«Аврора» была вооружена четырнадцатью 152-миллиметровыми пушками (шестидюймовками) и четырьмя 75-миллиметровыми (трехдюймовыми), расположенными на верхней палубе.
Лето 1915 года «АВРОРА» провела в Або-Оландской шхерной позиции, участвуя в походах по изучению фарватеров и прикрывая операции минного траления.
В июле 1916, вернувшись в состав своей бригады, «АВРОРА» начала готовиться к обеспечению десантной операции в Рижском заливе. Перейдя в середине июля в Рижский залив через Моонзундский канал, крейсер принял участие в этой операции, поддерживая войска огнём своих орудий.
Кровавые события «Великой и бескровной» либеральной революции марта/февраля 1917 года не обошли крейсер, находящийся на ремонте, у стенки Франко-русского завода, стороной.
Были убиты командир (пулей в голову) и старший офицер (штыком в горло). Либерализм, такая штука то…
Участие крейсера в событиях конца октября 1917 года свелось к выходу на форватер Невы и сближением с разведенным и удерживаемым отрядом юнкеров Николаевским мостом. При приближении крейсера, юнкера оставили мост, который был сведён красногвардейцами.
25 октября, в 21:40, по приказу комиссара А. В. Белышева комендором Е. Огневым из бакового орудия «АВРОРЫ» был произведён один холостой выстрел, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца. Слухе о большем количестве выстрелов или стрельбе боевыми снарядами не подтверждены никем из очевидцев и историков…
Через месяц, 28 ноября 1917 года «АВРОРА», окончив ремонт и успешно проведя швартовые испытания котлов и машин, перешла в Гельсингфорс, где она, вновь, вошла в состав 2-й бригады крейсеров.
Как боевой корабль, в событиях Гражданской войны «АВРОРА» участия не принимала.
8 июня 1918 года крейсер со снятой артиллерией и без боезапаса был передан на хранение Кронштадтскому военному порту под охрану крепостного караула. Это спасло корабль.
23 февраля 1923 года, в день праздника, посвящённого созданию Красной армии, над «Авророй» был поднят красный флаг, командиром «АВРОРЫ» был назначен Л. А. Поленов, до революции проходивший на ней службу в чине мичмана.
По окончании вывода корабля из состояния долговременного хранения, крейсер получил новое артиллерийское вооружение, состоявшее из 10 современных 130-миллиметровых установок длиной ствола в 55 калибров и стал первым боеспособным крейсером, уже, советского Балтийского флота.
«АВРОРА» снова служила учебно-боевым кораблем Балтфлота. 2 ноября 1927 года к годовщине Октябрьской революции «АВРОРУ» наградили орденом Красного знамени, а на щите носового орудия прикрепили бронзовую мемориальную табличку.
Интересно отметить, что из всех судов Российского императорского флота, сохранившихся после гражданской войны, только «АВРОРА» не изменила своего имени.
В августе 1930 года крейсер вернулся из последнего заграничного похода и больше не покидал Балтийского моря. Из-за износа котлов треть их была выведена из эксплуатации. Тем не менее, без этих котлов, на пробеге осенью 1932 года крейсер развил 17,5 узлов, что было прекрасным результатом.
Начатый ремонт, из-за загруженности верфей новыми кораблями был остановлен в 1935 году. «АВРОРА» стала несамоходной учебной базой.
С началом Великой Отечественной войны с «АВРОРЫ» списали курсантов, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.
В июле 1941 года была сформирована располагавшаяся в районе Дудергофа батарея «А» («АВРОРА»), в составе девяти снятых с крейсера 130-миллиметровых орудий с прислугой.
В сентябре в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, в полном окружении. Из 165 человек личного состава уцелели 26 моряков.
Последнее 130-миллиметровое орудие, снятое с крейсера, после ремонта было установлено на бронепоезде «Балтиец»…
В общем, этого достаточно. Более сорока лет боевой службы России.
Виду того, что после Войны, крейсер был подвергнут значительным переделкам, не имевшим отношения к несению боевой службы (например в связи с исполнением им кинороли крейсера «Варяг)», при наличии документации по всем этапам модернизациям корабля, представляется необходимым и возможным приведение его в вид, предшествовавший переходу крейсера в 1935 году в статус несамоходной учебной базы, т.е., в последнее посткапитальноремонтное состояние, на 28 ноября 1917 года.
Почему нам представляется правильным приведение крейсера, именно в состояние на 28 ноября 1917 года? Да потому, что это был последний ремонт нестарого корабля, выполненный, практически, теми же руками и умами, которыми он и создавался. Иными словами, это была последняя стадия нормального развития корабля.
Да и выглядеть в этом виде он будет привычнее для нас: до русско-японской войны крейсер был белым, войдя в состав эскадры Рожественского, он принял её боевые цвета (чёрный корпуc и надстройки при ярко-жёлтых трубах), позднее, он, снова, стал белым, но к мировой войне принял боевой ШАРОВЫЙ цвет (в CMYK — 49%, 37%, 49%, 4%).
В этом, последнем для нормальной корабельной службы виде, его и нужно увековечить.
Это сложно и дорого, но не так дорого, сколь сложно. Это, вполне, возможно и необходимо, хотя бы, для искупления издевательств над заслуженным кораблём в середине восьмидесятых годов XX века.
Тем более, что машина корабля сохранена (не сохранены котлы, замененные макетами). Но их и первоначально изготовляли штучно. Изготовят и теперь. Все основные поставщики-смежники при строительстве корабля были русскими фирмами.
В ВМФ России нет более заслуженного корабля, действительного памятника боевой славы и истории отечественной техники. В мире, вообще, крайне мало подобных кораблей-памятников. Этот корабль спроектирован в России и построен в России, в отличии от многих, чьё строительство, по-необходимости, производилось на зарубежных верфях. Назван в память прославленного фрегата, согласно традициям русского флота.
Так, верните России её корабль. Это не Олимпиаду провести. Не так дорого и, потенциально, куда полезнее.
Так, что, спасибо министру. Порадовал. Главное, чтобы слова не забылись, а «группа экспертов», изучающих, по словам министра, этот вопрос, не пришла к выводу, что украсть достаточно не получится. Тогда — конец прекрасной затее.
Вот, про портянки, товарищ министр зря нехорошего наговорил. Если бы, он сам служил в армии, то понял бы, насколько оптимизированна эта деталь солдатского гардероба (в паре с сапогами). Иное, в нашем сегодняшнем положении будет дорого и дурно.
Ко второй Мировой, экономики большинства участников позволяли выбирать. Однако, крепко повоевавшие русские, французы и немцы использовали, именно, сапоги и, лишь, относительно, «малоопытные» англосаксы — ботинки. Это для богатых и не собирающихся очень «упираться». По слухам, мы, вроде, — не такие.
Если Вам нравится этот блог - подпишитесь на RSS ленту. Это даст Вам преимущество - получать все интересные и свежие обновления первее других.